Наука о страхе и о том, как его преодолеть

Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука прилагают усилия для этого. Посвящения себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы можем только пытаться противопоставить развитию страха наше мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это может помочь нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. К методам, которые направлены на освобождение от страха, мы относимся скептически; они несправедливы по отношению к бытию и возбуждают несбыточные ожидания.

Исследование страхов у детей дошкольного возраста

Интересно, каким образом это чувство возникает, и почему оно так сильно отличается от других эмоций, которые гораздо легче контролировать. Некоторые наблюдения, возможно, смогут внести ясность в суть происхождения страха и научат его преодолевать и контролировать. Страх Страх — не тревога. Страх — это эмоциональное состояние, которое охватывает человека при возникновении опасности, и заканчивается, когда опасность минует.

Тревога же возникает при ожидании опасности или угрозы, независимо от того, оправдаются они или нет.

Исследователи полагают, что страх взаимности тем сильнее, чем больше исследования заставили глубже задуматься о страхе.

В качестве причин страха Томкинс , называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Некоторые исследователи , рассматривают развитие эмоции страха как функцию качества привязанности ребенка к матери. Другие исследователи, говоря о причинах страха, выделяют специфические события и ситуации. Драйвы и гомеостатические процессы как активаторы страха По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами, драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха.

Драйв приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците. В этих случаях драйв активирует эмоцию, и такой эмоцией может быть страх. Томкинс приводит следующий пример: Когда потребность в кислороде становится настолько критической, что активирует драйв, она в то же самое время активирует и аффект, и этим аффектом, как правило, является массированная реакция страха.

Если препятствия, стоящие на пути удовлетворения потребности, не будут немедленно устранены, реакция страха перерастет в панику. Потребность в кислороде - одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности , , р.

Эмоции как активаторы страха Специфические взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом научения.

Исследование реакций, подобных тревоге, у животных помогает лучше понять проблему тревоги, возникающей у человека. Я пользуюсь выражением"реакции, подобные тревоге", потому что на проблему тревоги у животных существуют различные точки зрения. Гольдштейн считал, что животные переживают тревогу, но называл термином"тревога" реакции недифференцированного страха, подобные"нормальной" тревоге, которую можно наблюдать у младенца в возрасте двух недель.

Гарри Стак Салливан полагал, что животным тревога неизвестна.

Лучший вечер недели вот-вот наступит — осталось лишь запланировать на него что-нибудь интересное. У есть пять вариантов.

Теоретические аспекты изучения страхов у детей 6 1. Технология профилактики и особенности коррекции страхов. Исследование выявления детских страхов у старших дошкольников 26 2. Описание методик и результатов исследования 26 2. Профилактика и коррекция страхов 34 Заключение 42 Список литературы 43 Введение Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей актуальна в настоящее время. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам.

И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Иногда приходится видеть детей а порой и взрослых , страдающими заиканием, тиками, ночным и дневным энурезом, головными болями, вредными привычками, а также агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции

Первым философом, высказавшим идею о том, что только знания ведут нас к обретению свободы от страхов, стал Эпикур. По крайней мере, он первый оставил об этом запись в анналах. Великий Платон выдвинул другую идею. По его мнению, обладание чем-то порождает страх это что-то потерять. Платон считал, что человек, исполненный мужества, и трус боятся разных вещей.

По Платону стремящийся к наживе индивид всегда живет в страхе.

Главная / Точка зрения / Как преодолеть страх перемен Как показывают исследования, люди, которые хорошо переносят неопределенность, меньше.

Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе Психологи века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [7, с. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [17, с.

Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: В лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх смерти. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности [18, с.

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений.

Таблица №1

Методы коррекции страха Заключение Аннотация Тема курсовой работы: Цель данной курсовой работы: Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Исследованиями данной проблемы занимались многие ученые. Для реализации цели курсовой работы были разработаны следующие задачи: Фрейд определяет срах, как прежде всего то, что можно почувствовать.

Исследования страха безработицы, или страха потери работы, которые относятся к более широкому классу исследований.

Экспериментальные исследования проявления страха. Комплексное изучение страха у представитей 63 возраста на ранней зрелости 2. Кластерный анализ страха на различных этапах своего развития 2. Психофизиологические характеристики эмоции страха. Особенности состояния страха у мужчин и женщин. Психологические различия в проявлении страха. Личностные особенности страха у мужчин и у женщин 3. Социально-психологические особенности проявления страха у мужчин и у женщин.

К основным, базовым эмоциям большинство психологов относят эмоции радости, гнева и страха М.

Системное исследование страха

Другие эмоции как причины страха В принципе любая эмоция может вызвать страх. Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись.

А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким .

Относясь к категории эмоциональных состояний личности, следует отменить, что эмоциональная жизнь играет немаловажную роль в становлении и развитии личности. Влияние на психическое и психологическое здоровье. Страх - естественная и нормальная реакция организма на какую-либо опасность, но преобладание этой эмоции ведет к негативным психологическим последствиям: Это проявляется в общей заторможенности, раздражительной слабости и импульсивных, внезапно возникающих, трудно предсказуемых действиях ребенка.

В связи с этим детям дошкольного возраста зачастую необходимо снижение уровня страха, но не устранение его в полной мере. Основными предпосылками формирования страхов являются как социальные условия, которые, прежде всего, определяются поведением родителей, так и психофизиологические особенности самого ребенка.

Проблема страха в работах философов прошлого и в сознании настоящего

Мэй Ролло Р Исследование страхов у детей Если мы думаем, что страхи у детей выражают реакцию на конкретную угрозу исходя из разумного предположения, что ребенок должен бояться того, что угрожало ему раньше , мы будем сильно удивлены. Чаще всего дети боятся обезьян, белых медведей и тигров — то есть животных, которых они никогда не встречали, если не считать редких посещений зоопарка. Кроме того, как установлено в результате исследований, важную роль у детей играют страхи, связанные с призраками, ведьмами и другими таинственными существами, которых ребенок тоже никогда не видел.

Почему дети боятся воображаемых вещей?

Страх — это эмоционально окрашенное состояние, которое сопровождает ситуации, . Исследования понимания своих эмоций.

Смерть без явной органической причины известна клиницистам и патологоанатомам. Из его концепции о роли вегетативной системы в эмоциональной сфере родилась позднее теория стресса Селье. Острая кататоническая шизофрения может окончиться смертью, одной из причин которой, вероятнее всего, является страх. В той или иной степени волнение и тревога перед публичным выступлением, ответственным экзаменом, встречей с авторитетным человеком знакомы практически каждому взрослому человеку.

В этом смысле эта тревога выполняет положительную функцию - заставляет мобилизовать доступные ресурсы, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию, повышает чувство ответственности. Но бывает так что, страх приобретает совсем иную природу и вместо мобилизации ресурсов приводит к их блокированию, начинает тормозить любые формы социальной активности и доставляет человеку и лицам из его близкого окружения массу неприятных переживаний.

Иногда такого рода болезненные страхи выражаются в навязчивых, странных и не понятных окружающим действиях, например, постоянном мытье рук из-за боязни заразиться или в навязчивом контроле за выросшими уже детьми из-за опасения, что с ними может произойти что-либо страшное. Если страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может справиться со страхом, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии.

Мы опирались на предложенный известным психотерапевтом В. Леви опросник с одноимённым названием. Однако автор не приводит никаких данных о психометрической проверке, и, как будет показано в нашей работе, многие его утверждения не соответствуют элементарным стандартным требованиям. Собственно, его правильнее было бы назвать клиническим опросником, какие часто используются в психиатрии без стандартной психометрической проверки.

Исследовательский проект"страхи и фобии"

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

Это положение гласит: в рамках социально-философского и конкретно- социологического исследований страха и тревоги необходимо учитывать два.

Что нужно знать о страхе? Почему мы боимся Если упростить до предела, можно смело утверждать, что всей человеческой жизнью управляют только две эмоции — страх и любовь. Все остальное — лишь производные от двух полюсов человеческой психики. Впрочем, в каждом противоположном начале есть и зародыш своего антипода —любя, мы боимся за своих близких, а в страхе за жизнь любим все ее проявления.

Что же можно сказать о страхе конкретно? Во-первых, страх — это физиологическая реакция на внешние раздражители. Вспомните, что вы чувствуете, когда к вам подбегает чужая крупная собака? Врач бы в этот момент отметил изменение артериального давления, учащение пульса и выделение желудочного сока. Кстати, точно так же отреагирует и собака, если вы вдруг возьмете в руку палку и начнете приближаться к ней с явно недружественными намерениями.

В первую очередь это говорит о том, что механизм страха у нас, как и у животных, является продолжением инстинкта самосохранения, позволяющим избежать опасностей и сохранить жизнь.

Вы точно человек?

Состояние страха является довольно типичным для человека, особенно в экстремальных видах деятельности и при наличии неблагоприятных условий и незнакомой обстановки. Во многих случаях механизм появления страха у человека является условнорефлекторным, в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации. Возможно и инстинктивное проявление страха. В зависимости от авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх.

Боулби , отмечает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность например, матери для ребенка. Грэй , считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время.

Ключевые слова: страх, дошкольный возраст, исследование страха, детские страхи, понятие страха.Раздел: (02) комплексное изучение человека;.

Экспериментальные исследования проявления страха. Комплексное изучение страха у представитей 63 возраста на ранней зрелости 2. Кластерный анализ страха на различных этапах своего развития 2. Психофизиологические характеристики эмоции страха. Особенности состояния страха у мужчин и женщин. Психологические различия в проявлении страха. Личностные особенности страха у мужчин и у женщин 3.

Социально-психологические особенности проявления страха у мужчин и у женщин. Введение диссертации по психологии, на тему"Системное исследование страха" Актуальность исследования. К основным, базовым эмоциям большинство психологов относят эмоции радости, гнева и страха М. Актуальность исследования страха обусловлена его ролью в жизни человека. Къеркегора, страх сопровождает всю жизнь человека, выступая основополагающей энергетической составляющей поведения, определяя содержание личности и ее жизненного пути.

Эмоции — одна из традиционных областей изучения в психологии, не теряющая, своей актуальности и в настоящее время Аболин, ; Бреслав, ; Вилюнас, ; Гозман, ; Додонов, ; Изард, ; Лук, ;, Симонов, ; Фресс, Пиаже, ; и др. О неослабевающем интересе к исследованию различных аспектов эмоциональности говорят недавние диссертационные работы по этой тематике Андреева, ; Глазеева, ; Латушкина, ; Попова, ; и др.

Нейробиология страха

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как это сделать, нажми здесь!